Логин:   Guest
Пароль: Demo
Логин:
Пароль:
Регистрация
   
Новости      Как победить трение
   

Сергей Главатских  занимается физико-химическими исследованиями, создавая смазочные материалы нового поколения.

Путь в науку Сергея Главатских, у которого оба родителя были вулканологами  на полуострове Камчатка , был в каком-то смысле предопределён. Сейчас он работает  в Королевском технологическом институте (KTH) в Стокгольме, Швеция.          

 Главатских,1966 г. рождения, получил диплом по специальности машиностроение и свою первую учёную степень кандидата наук в области криогенной физики. Он разработал и запатентовал датчики резонансных колебаний, которые впоследствии использовались в системах заправки пассажирского самолёта ТУ-154, который летал на сжиженном природном газе.

После окончания холодной войны Главатских уехал из России, чтобы увидеть мир и сделать научную карьеру за рубежом. «Легче всего было уехать в Скандинавию, к тому же Швеция всегда вызывала у меня интерес», – рассказывает Сергей.

В Швеции Главатских занялся получением второй учёной степени доктора наук в области деталей машин и начал работать с компанией Statoil в сфере разработки синтетических масел, адаптированных к условиям окружающей среды.

Результат – новые марки масел TURBWAY SE и TURBWAY SE LV для узлов вращения.

Главатских всегда интересовали научные исследования в области трения.

 Он объясняет это тем, что это одна из фундаментальных областей машиностроения. Трение всегда предс­тавляло серьёзную проблему для людей с самых древних времён. И сегодня эта область исследований важна, как никогда ранее в ­связи с количеством энергии, производимой и потреб­ляемой по всему миру, а также с убытками и сопутствующими экологическими последствиями.

Главатских говорит, что большинство современных проблем в отношении эффективности работы оборудования связаны с использованием неподходящих смазочных материалов и с «достаточно медленным» развитием смазочных материалов на протяжении многих лет.

По его словам, в настоящее время сначала выполняется разработка оборудования, а затем решается, какие из существующих смазочных материалов использовать на основании их вязкости. «Во многих случаях, – объясняет он, – смазочные материалы рассматриваются как некие химические добавки к техническому решению».

Разработку смазочных материалов осуществляют химики, и поэтому инженеры-механики считают этот процесс чуть ли не чёрной магией.

«Для достижения необходимых улучшений в работе нам следует включать более совершенные технологии смазывания в процесс проектирования оборудования, а также учитывать новые свойства смазочных материалов, которых не было прежде.

Даже в XIX веке великие учёные не считали себя специалистами в области деталей машин или в термодинамике, – рассказывает Главатских. – Они работали сразу в нескольких областях. К сожалению, с течением времени всё стало каким-то обособленным и очень узконаправленным. В результате нам теперь нужно менять привычные методы работы».

В KTH Главатских руководит работой команды специалистов в самых разных областях: нанотехнологии, химия и механика текучих сред.

«Отправной точкой в нашей работе является то, что мы воспринимаем смазочный материал как одну из деталей механизма», – говорит он.

Определение смазочного материала как одного из компонентов механизма является ключевым элементом концепции проектирования.

В числе научно-исследовательских проектов Главатских, осуществляемых при поддержке фонда Knut and Alice Wallenberg Foundation, исследование ионных жидкостей (соли, плавящиеся при комнатной температуре).

Главатских и его группа занимаются изучением свойств этих ионных соединений и возможностей их использования в смазочных материалах. Результаты их работы показывают, что ионные жидкости могут стать ключевым элементом создания новой технологии смазывания.

Комплексный подход к разработке смазочных материалов, применяемый командой, позволяет отслеживать чувствительность ионных жидкостей к температуре, давлению и сдвигу, для того чтобы обеспечить необходимые параметры полученных материалов. Важными аспектами в процессе разработки являются устойчивые пути синтеза и минимальное воздействие на окружающую среду.

Существует возможность контроля в реальных условиях показателей трения ионных жидкостей, созданных по специальным требованиям, чего невозможно достичь с традиционными молекулярными смазочными материалами.

По мнению Главатских, необходимо вывести на рынок инновационный, «активный» подход к решению проблемы трения и снижению износа деталей в контакте со смазкой путём манипуляций в режиме реального времени с реологией и подповерхностной структурой смазочных материалов, основанных на специальных ионных жидкостях.

«Я учёный, и я должен быть немного сумасшедшим, – говорит Главатских. – Иногда нужно пытаться достичь недостижимого, и если нам это удастся, то люди получат от этого огромную пользу».

Источник информации-Evolution-деловой и технический журнал фирмы SKF.

 
 
 
предыдущая новость список новостей следующая новость

16.10.17