Сергей Главатских занимается физико-химическими исследованиями, создавая смазочные материалы нового поколения.
Путь в науку Сергея Главатских, у которого оба родителя были вулканологами на полуострове Камчатка , был в каком-то смысле предопределён. Сейчас он работает в Королевском технологическом институте (KTH) в Стокгольме, Швеция.
Главатских,1966 г. рождения, получил диплом по специальности машиностроение и свою первую учёную степень кандидата наук в области криогенной физики. Он разработал и запатентовал датчики резонансных колебаний, которые впоследствии использовались в системах заправки пассажирского самолёта ТУ-154, который летал на сжиженном природном газе.
После окончания холодной войны Главатских уехал из России, чтобы увидеть мир и сделать научную карьеру за рубежом. «Легче всего было уехать в Скандинавию, к тому же Швеция всегда вызывала у меня интерес», – рассказывает Сергей.
В Швеции Главатских занялся получением второй учёной степени доктора наук в области деталей машин и начал работать с компанией Statoil в сфере разработки синтетических масел, адаптированных к условиям окружающей среды.
Результат – новые марки масел TURBWAY SE и TURBWAY SE LV для узлов вращения.
Главатских всегда интересовали научные исследования в области трения.
Он объясняет это тем, что это одна из фундаментальных областей машиностроения. Трение всегда представляло серьёзную проблему для людей с самых древних времён. И сегодня эта область исследований важна, как никогда ранее в связи с количеством энергии, производимой и потребляемой по всему миру, а также с убытками и сопутствующими экологическими последствиями.
Главатских говорит, что большинство современных проблем в отношении эффективности работы оборудования связаны с использованием неподходящих смазочных материалов и с «достаточно медленным» развитием смазочных материалов на протяжении многих лет.
По его словам, в настоящее время сначала выполняется разработка оборудования, а затем решается, какие из существующих смазочных материалов использовать на основании их вязкости. «Во многих случаях, – объясняет он, – смазочные материалы рассматриваются как некие химические добавки к техническому решению».
Разработку смазочных материалов осуществляют химики, и поэтому инженеры-механики считают этот процесс чуть ли не чёрной магией.
«Для достижения необходимых улучшений в работе нам следует включать более совершенные технологии смазывания в процесс проектирования оборудования, а также учитывать новые свойства смазочных материалов, которых не было прежде.
Даже в XIX веке великие учёные не считали себя специалистами в области деталей машин или в термодинамике, – рассказывает Главатских. – Они работали сразу в нескольких областях. К сожалению, с течением времени всё стало каким-то обособленным и очень узконаправленным. В результате нам теперь нужно менять привычные методы работы».
В KTH Главатских руководит работой команды специалистов в самых разных областях: нанотехнологии, химия и механика текучих сред.
«Отправной точкой в нашей работе является то, что мы воспринимаем смазочный материал как одну из деталей механизма», – говорит он.
Определение смазочного материала как одного из компонентов механизма является ключевым элементом концепции проектирования.
В числе научно-исследовательских проектов Главатских, осуществляемых при поддержке фонда Knut and Alice Wallenberg Foundation, исследование ионных жидкостей (соли, плавящиеся при комнатной температуре).
Главатских и его группа занимаются изучением свойств этих ионных соединений и возможностей их использования в смазочных материалах. Результаты их работы показывают, что ионные жидкости могут стать ключевым элементом создания новой технологии смазывания.
Комплексный подход к разработке смазочных материалов, применяемый командой, позволяет отслеживать чувствительность ионных жидкостей к температуре, давлению и сдвигу, для того чтобы обеспечить необходимые параметры полученных материалов. Важными аспектами в процессе разработки являются устойчивые пути синтеза и минимальное воздействие на окружающую среду.
Существует возможность контроля в реальных условиях показателей трения ионных жидкостей, созданных по специальным требованиям, чего невозможно достичь с традиционными молекулярными смазочными материалами.
По мнению Главатских, необходимо вывести на рынок инновационный, «активный» подход к решению проблемы трения и снижению износа деталей в контакте со смазкой путём манипуляций в режиме реального времени с реологией и подповерхностной структурой смазочных материалов, основанных на специальных ионных жидкостях.
«Я учёный, и я должен быть немного сумасшедшим, – говорит Главатских. – Иногда нужно пытаться достичь недостижимого, и если нам это удастся, то люди получат от этого огромную пользу».
Источник информации-Evolution-деловой и технический журнал фирмы SKF.
|